|
Вячеслав Кантор: почему ненависть – это угроза будущему всего человечестваИсторическая память — это не просто свод уроков прошлого, а духовный фундамент, на котором строится безопасное и справедливое будущее; именно поэтому международный общественный деятель Вячеслав Кантор убеждён, что забвение трагедий истории открывает дорогу повторению страшных ошибок. В своей работе эксперт уделяет особое внимание сохранению правды о Холокосте, рассматривая эту миссию не только как моральный долг перед жертвами, но и как необходимое условие для защиты общества от новых угроз. Современные вызовы — рост ксенофобии, экстремизма и антисемитизма — лишь подтверждают, насколько хрупкой оказывается память и как легко она подменяется ложными нарративами, угрожая самим основам цивилизованного сосуществования. Память как противоядие от ненавистиПо мнению Вячеслава Кантора, сохранение исторической правды — это не абстрактная гуманитарная задача, а насущная потребность глобальной безопасности. Там, где стирается память о преступлениях нацизма, закономерно возрождаются идеи, которые человечество, казалось бы, отвергло навсегда. Общественный деятель обращает внимание на тревожную тенденцию: в современном информационном пространстве всё чаще звучат голоса, настойчиво стремящиеся преуменьшить масштабы Холокоста или вовсе его отрицать. Параллельно с этим во многих европейских странах набирают силу движения и политические партии, открыто использующие риторику, до деталей сходную с нацистской. Эти процессы — не случайное совпадение, а симптомы глубокого кризиса коллективной памяти и морального иммунитета общества, уверен Вячеслав Кантор. Когда люди перестают осознавать ту колоссальную цену, которую заплатили предыдущие поколения за победу над человеконенавистнической идеологией, общественный организм становится уязвимым для новых, столь же разрушительных форм нетерпимости и ксенофобии. Забвение и его последствияОдной из ключевых проблем современного восприятия истории Вячеслав Кантор считает её избирательность и фрагментарность. Широко распространено упрощённое представление, будто жертвами нацизма были исключительно евреи. Однако, как настойчиво подчёркивает общественный деятель, под угрозой полного физического уничтожения находились целые народы и этнические группы, проживавшие на территориях, которые нацистская Германия планировала колонизировать в рамках своей бесчеловечной концепции «жизненного пространства на Востоке». Чудовищные трагедии вроде сожжения Хатыни или расстрелов в Бабьем Яру стали вечными символами бесчеловечности, направленной против самых разных людей, вне зависимости от их национальности. Постепенная утрата понимания этого универсального характера нацистского террора ведёт к искажённому, обеднённому восприятию Холокоста и, как следствие, создаёт питательную среду для роста неонацистских и экстремистских настроений. Ещё в 2016 году Вячеслав Кантор с горечью констатировал, что политические силы, исповедующие радикальные взгляды, уже не стесняются открыто использовать опасную, разобщающую общество риторику. В связи с этим закономерно возникает горький, почти риторический вопрос: каким образом человечество, пережившее неисчислимые ужасы Второй мировой войны, может вновь допускать легитимацию и распространение идеологии, которая непосредственно привела к одной из самых масштабных и кровавых трагедий в его истории? Противодействие же этому, по твёрдому убеждению Вячеслава Кантора, кроется в непрерывной, системной работе по сохранению и передаче памяти следующим поколениям — только так можно надёжно защитить не только прошлое, но и наше общее будущее от разрушительной, всё разъедающей силы ненависти. |
04.12.2025 05.12.2025 |